Президент компании SAP по
операциям в регионе EMEA Жозе Дуарте в интервью CIO-World.ru заявил,
что на российском рынке ERP заказчики все чаще обращаются к глобальным
вендорам, так как руководители хотят выходить на международные рынки, а
генеральный директор компании SAP CНГ Владислав Мартынов поделился,
как компания пережила кризис, подчеркнул, что компания не опасается
конкурентов, и поделился планами по развитию СМБ сегмента.
- Здравствуйте, Жозе и Владислав. Поскольку основная
компетенция SAP — интегрированные системы управления предприятием, интересно
узнать, насколько внимательно вам приходится наблюдать за российским рынком
ERP и какие тенденции на нём вам кажутся наиболее яркими?
- Жозе Дуарте: Россия — очень важный для нас
рынок, один из самых быстрорастущих в мире. На сегодня ваша страна по
доходам SAP входит в TOP3 в регионе EMEA и в TOP4 в мире — после США,
Германии и Великобритании.
Как правило раз в квартал я приезжаю в Россию и в течение
двух-трёх дней провожу встречи с представителями заказчиков.
Обычно наша компания соотносит развитие ИТ в той или иной
стране с ростом её ВВП. В этом смысле у России ещё огромный потенциал
развития, в том числе на рынке ERP, так как страна тратит порядка 1 % ВВП на
ИТ, в то время, как Германия или США — 3-5 %.
- Владислав Мартынов: Что касается тенденций, то
на наши решения повысился спрос в банковском секторе, госсекторе. Большой
интерес к SAP бизнес-решениям проявляют регионы. Кроме того, меняется
структура затрат на ИТ на российских предприятиях: растет доля затрат на ПО
и услуги, а снижается доля на аппаратное обеспечение и инфраструктуру.
Что касается глобальных тенденций, то становится все
более популярным использование мобильных бизнес-приложений. У нас в стране
11 часовых поясов, и чтобы в любое время принимать эффективные
управленческие решения, а также выполнять рутинную работу (проводить
инвентаризацию на складах, делать заказы на продукцию и пр.), сотрудникам
необходим моментальный удалённый доступ с мобильных устройств (iPhone,
Blackberry, iPad и пр.) в бизнес-приложения компаний.
- Поскольку SAP традиционно сильна в корпоративном
сегменте, у неё велико количество так называемых «длинных» проектов, которые
ведутся годами. Было ли у вас в разгар кризиса опасение, что на определённом
этапе старые проекты в России закончатся, а новые не начнутся, и компания на
некоторое время останется на голодном пайке?
- Владислав Мартынов: Первое влияние кризиса
пришлось на сентябрь 2008 г., а наиболее тяжёлым для бизнеса оказалось
начало 2009 г. Может быть, это и удивительно, но в России долгое время SAP
не ощущала кризис, до августа-сентября 2009 г. мы продолжали расти очень
приличными темпами. То есть на рынке ИТ кризис сформировал несколько иную
потребительскую структуру, чем в большинстве других сегментов. Главная
тенденция — бизнес стал заказывать не масштабные внедрения, а
ориентироваться на небольшие проекты с быстрой отдачей. У SAP нашёлся ответ.
Мы не стали ждать, когда рынок вырастет, а предложили преднастроенные,
сравнительно недорогие решения со сжатыми сроками внедрения.
Вообще, упадок рынка был стремительным, но и возврат к
докризисным позициям оказался быстрым. Интересно, что в России акционеры
даже попавших в тяжёлое положение компаний приходили в SAP и заказывали
проекты, и таких примеров много. В самый разгар кризиса, когда не было
понятно, что же будет дальше, многие компании решали: чтобы конкурировать и
выжить, надо работать на низкой марже, а бизнес-решения — это тот
инструмент, который им в этом сильно поможет.
- Что бы вы могли ответить вице-президенту Microsoft
Business Solutions Кириллу Татаринову, который недавно на встрече с
журналистами в Москве заявил , что SAP хорошо зарекомендовала себя в
автоматизации бухгалтерии, но не устраивает многие компании как система для
операционной деятельности?
- Жозе Дуарте: Честно говоря, я впервые слышу об
этом господине, хотя у SAP давно установились партнёрские отношения с
Microsoft, мы совместно работаем над интеграцией продуктов. Кроме того,
Microsoft с удовольствием использует ряд наших решений как платформу для
управления своим бизнесом. Может быть много разных мнений, но красноречивее
любых слов факты: 65 % мирового ВВП управляется с помощью решений SAP, у нас
более 100 тысяч компаний-клиентов.
Сейчас с продуктами SAP работает около 50 млн человек. К
2015 году мы планируем довести число пользователей до одного миллиарда.
Microsoft — прекрасный партнёр, но на рынке ERP им до нас далеко. По моим
наблюдениям, в последние годы бизнес-приложения Microsoft Dynamics теряют
долю. Значит, клиенты голосуют своими деньгами, выбирая другие решения. Всё
остальное — разговоры.
Владислав Мартынов: Что касается SAP СНГ, более
1000 клиентов из разных отраслей и сегментов, 10 из 10 крупнейших российских
нефтегазовых компаний используют SAP.
Среди наших заказчиков «Аэрофлот», «Мегафон», «РЖД»,
концерн «Калина», «ПромСвязьБанк», «Нордеа Банк», как вы видите, это и
розница, и банки, и телеком, и траспорт и многие другие отрасли.
Более того, наши решения выбираются именно благодаря
обширным возможностям по автоматизации всевозможных функций (закупки,
логистика, управление персоналом, бизнес-аналитика и пр.).
У нас не было ни одного случая, чтобы клиенты отказались
от решения SAP из-за отсутствия какой-либо функции управления.
- Не опасаетесь ли вы конкуренции? Кто станет для вас
самым опасным конкурентом на рынке ERP в ближайшем будущем?
- Жозе Дуарте: Конкуренция есть всегда, и это
нормально. Я не считаю, что какая-то компания представляет серьезную угрозу
для SAP сейчас. Более того, конкуренция не мешает нашему партнёрству с
Microsoft, Oracle и другими компаниями.
- SAP намерена активно продвигаться в сегмент СМБ. В
России здесь традиционно сильны позиции 1С, довольно амбициозные планы
строит Microsoft. За счёт чего вы ожидаете переломить ситуацию в свою
пользу?
- Владислав Мартынов: Во-первых, вопрос не стоит о
переломе ситуации в нашу пользу, так как мы ее уже переломили в этом году и,
по нашей оценке, у SAP будет значительная доля на СМБ сегменте по итогам
финансового года.
Что касается 1С, то ситуация, когда локальный игрок имеет
сильные позиции на домашнем ERP-рынке (№2 после SAP), не уникальна для
России. Местные вендоры имеют приличные доли рынка СМБ и в таких странах,
как Китай, Индия, Бразилия. Малый бизнес даёт около 30 % доходов мировой
экономики, что открывает SAP большие возможности для роста.
Стратегия нашей компании, которая показала хорошие
результаты, состоит из двух компонентов. Во-первых, предлагать СМБ клиентам
лучшие в классе продукты, основанные на мировых управленческих практиках,
что позволит СМБ заказчикам эффективно конкурировать не только на локальных,
но и глобальных рынках. SAP почти 40 лет занимается бизнес-приложениями,
накопила огромную экспертизу и является надёжным глобальным партнером.
Во-вторых, мы будем обеспечивать быстрое и предсказуемое
внедрение наших решений, что для СМБ клиентов критически важно. В этом
отношении весьма показательна запущенная совместно с партнёрами инициатива
для среднего бизнеса, в рамках которой они предлагают преднастроенные для
различных отраслей решения с фиксированными стоимостью и сроками внедрения.
- Вопрос об интеграции в продуктовый портфель SAP
решений приобретённой недавно компании Sybase. Каков план действий SAP?
- Жозе Дуарте: Приобретение Sybase позволит
реализовать нашу триединую стратегию: On Premise, On Demand, On Mobile.
Во-первых, мы оставляем классический способ внедрения ERP. Во-вторых, мы
учитываем такой заметный тренд ИТ-индустрии, как развитие «облачных»
сервисов, «облачная» концепция поможет предоставлять бизнес-приложения по
запросу. В-третьих, в мире есть тенденция взрывного роста числа мобильных
устройств.
Следовательно, необходимо сделать так, чтобы наши
приложения стали массово доступны на BlackBerry, iPhone, iPad и других
устройствах. Почему SAP купила Sybase?
У этой компании три основных направления: базы данных,
мобильные решения и портальные решения. У Sybase есть продукты, с помощью
которых можно доставлять приложения на любые устройства, — это главная
причина приобретения. Мы решили не интегрировать глубоко эту компанию в свою
структуру, она будет выступать как отдельный производитель. SAP же будет
помогать с продажами и обслуживанием продуктов Sybase. Надо сказать, что мы
стали тесно сотрудничать с Sybase задолго до сделки, и у нас накопился
серьёзный опыт использования её продуктов. По сути никакой специальной
интеграции решений этой компании в SAP и не требуется, всё уже хорошо
проработано.
- На рынке звучит опасение, что SAP может забросить
развитие реляционных баз данных Sybase. Что вы можете ответить? Готова ли
SAP стать сильным конкурентом Oracle,IBM и Microsoft в области баз данных?
- Жозе Дуарте: В приобретение Sybase мы
инвестировали $ 5,8 млрд. Было бы не очень умно с нашей стороны выбросить
эти деньги на ветер. Каждое направление Sybase получит свои инвестиции.
Основные доходы Oracle, нашего конкурента №1, приносят базы данных. Что
интересно, чаще всего на этих базах используются продукты SAP. У клиентов
раньше был выбор — использовать Oracle DataBase или DB2 от IBM или Microsoft
SQL Server. Теперь выбор больше — можно также покупать Sybase ASE или IQ.
Инвестиции в развитие баз данных Sybase будут только расти. Одним из
актуальных направлений мы видим развитие баз данных для контакт-центров.
- SAP неоднократно заявляла о своей приверженности
делу модернизации российской экономики и продвижению инноваций. Какова на
сегодня ваша позиция по участию в инновационном проекте «Сколково»?
Владислав Мартынов: Нам интересен этот проект, и мы
открыты для общения с организаторами российской Кремниевой долины. Вообще,
SAP давно помогает развитию российских инноваций. Здесь можно вспомнить
большое число университетов, где мы обучаем студентов и преподавателей
работе с нашими решениями. Также интересен опыт аутсорсинга проектов, в
котором участвует Санкт-Петербургский государственный политехнический
университет: мы стараемся заглянуть в будущее и определить, как станут
выглядеть наши решения через 5-10 лет.
На российском рынке у SAP уже около 5000 консультантов —
они с помощью наших решений создают инновационно насыщенный,
интеллектуальный бизнес, предлагая рынку свои разработки на основе нашей
платформы или становясь интеграторами и внедряя наши стандартные продукты.
Если говорить о модернизации России, то её основные
задачи — повышение производительности труда и рост эффективности экономики.
Один из инструментов достижения этой цели — информационные технологии.
Внедряя системы SAP, клиенты решают задачи повышения эффективности своих
организаций и получают доступ к многолетнему опыту и лучшим бизнес-практикам
от наиболее эффективных компаний, мировых лидеров в своих отраслях. Чем
больше таких клиентов в России, тем экономика более инновационна и
эффективна.
www.cio-world.ru