По мнению
эксперта компании Epicor Software Александра Горбачева, размещение ERP в
«облаке» — это воплощение двух вещей: использования внешнего хостинга, а таже
лизинговой модели приобретения ПО.
Outsourcing:
Что такое «ERP в облаке»? Кто является их
потребителем в первую очередь?
Александр
Горбачев: Давайте пойдем от понятия «облаков».
Облака — это ряд сервисов, которые выполняются и хранят данные не у вас в офисе,
а у сервис-провайдеров. Таким образом, вы можете переместить свою локальную
установку ERP-системы на сторону провайдера. К ней будет организован удаленный
доступ от пользователей, которые находятся в вашем офисе. В широком смысле
«облако» означает именно набор сервисов — не отдельно взятая программа, а
программа, которая интегрирована в другие сервисы.
Применительно к ERP «облака» —
это воплощение двух вещей. Первое — это внешний хостинг, что чаще всего диктует
использование ERP через web-интерфейс. Второй не менее важный аспект — деньги.
Покупая программный продукт, вы сразу инвестируете большую сумму. Когда вы
пользуетесь SaaS-моделью, вы используете фактически лизинговую модель. В
настоящий момент в России не существует полноценного рынка лизинга на лицензии
ПО. При покупке вы должны сразу или в рассрочку (в зависимости от поставщика)
приобрести лицензии. Кроме того, вы попутно приобретаете все необходимое:
сервер, платформенное ПО, в том числе операционную систему, СУБД и пр. В рамках
облака вам предоставляется также и платформа, на которой работает ваше
программное обеспечение. В этом случае вы платите только арендную плату.
Большое количество компаний
старается отойти от капитальных затрат, переведя их в операционные. Например, мы
не покупаем здание, а берем его в аренду. Так и с лицензиями — их проще
арендовать за разумную плату.
Outsourcing:
На ваш взгляд, получает ли компания ощутимую
экономическую выгоду от перевода ИТ-инфраструктуры, а также своего бизнеса и
бизнес-процессов в частное «облако»?
Александр
Горбачев: При переводе ИТ-инфраструктуры в
частное «облако» компания отказывается от необходимых работ по поддержке
внутренней ИТ-инфраструктуры, в том числе от обслуживания серверов, отслеживания
гарантийных обязательств поставщиков по серверам, обновления, создания резервных
копий в случае разрушения системы, восстановления резервных копий на новом
оборудовании, поддержки резервных серверов. На этих шести пунктах она
действительно экономит, заменяя их сервисом, который предоставляет
хостинг-провайдер. К ИТ-услугам в этом случае относится администрирование
системы. Эта задача лежит на пересечении ИТ-инфраструктуры (ИТ-задач) и
бизнес-задач.
Ощутимую экономическую выгоду
компании получают на накладных расходах, когда на аутсорсинг выносится то, что
не относится к операционной деятельности.
Outsourcing:
Получается, что ИТ-услуги в последнее время также
предлагаются в качестве аутсорсинга…
Александр
Горбачев: Совершенно верно. Есть большие и даже
очень крупные компании, которые пользуются исключительно ИТ-аутсорсингом. У них
нет своего штата ИТ, только ИТ-аутсорсинг.
Outsourcing:
Утверждается, что подобным образом можно
сэкономить до 30 % от бюджета. Так ли это?
Александр
Горбачев: Мне кажется, что это ориентировочные
цифры. Мы однозначно при аутсорсинге снижаем ИТ-риски. Однако, должен быть очень
надежный поставщик ИТ-услуг. Обязательно нужно его проверить, чтобы быть
уверенным в том, что ваш бизнес не рухнет в одночасье из-за того, что провайдер
ИТ-услуг вдруг покинет рынок.
Outsourcing:
Каковы основные преимущества полноценных
ERP-систем, работающих через Интернет, перед условно бесплатными сервисами?
Например, такими как «1С» и «Галактика Экспресс».
Александр
Горбачев: Здесь все просто. Или вы
подстраиваетесь, или под вас подстраиваются. Условно бесплатные системы
обеспечивают ведение бухгалтерского учета в очень простом варианте, который вам
навязан — просто стандартный план счетов. Но для серьезной компании этого
недостаточно. Необходима противоположная ситуация, когда ERP-система или система
управления бизнесом подстраивается под вас. В этом заключается внедрение
ERP-системы, т.е. подстройка программного продукта с необходимым функционалом
под потребности компании.
Бизнес-процессы, которые
происходят в средней компании — продажи, закупки, поставки, логистика, складские
процессы, управление финансами, управление сервисным обслуживанием и
производством — не могут быть реализованы с помощью коробочных программ.
Т.е. если мы говорим об аренде
программного обеспечения по модели SaaS, это не исключает процесса внедрения и
настройки программного обеспечения в соответствии с задачами компании. Большой
плюс — обновление версий и техническая поддержка продукта со стороны поставщика
проходят более прозрачно и плавно для компании.
Если с системой в пределах
досягаемости глобальной сети работают сотни распределенных пользователей, то
SaaS — это лучшее, что можно предложить в данном контексте на сегодняшний день.
Это включает управление временем, задачами, планирование ресурсов, филд-сервис
(работа в полях), удаленное обслуживание.
Outsourcing:
И пользоваться, наверное, намного удобнее?
Александр
Горбачев: К сожалению, если мы говорим о регионах
России, то не всегда. На данный момент еще достаточно регионов, где доступ к
Интернету ограничен. А SaaS может работать только при хорошем доступе к
Интернету.
Outsourcing:
По данным аналитиков, российский бизнес пока не
готов массово использовать работу с документами в «облаке». Также распространено
мнение, что «облаками» более свободно пользуются в России средний и малый
бизнес, а крупный бизнес зачастую не доверяет облачным сервисам и предпочитает
работать на своем оборудовании. Насколько Вы согласны с этим?
Александр
Горбачев: Средним и малым компаниям легче перейти
в «облако», потому что у них нет такой истории, которую надо перенести в
«облако». Для крупных же компаний сложнее всего сменить технологию. Они более
бюрократизированы: любое принятие решения занимает в разы, десятки раз больше
времени, чем в малых или средних компаниях, где решение могут принять единолично
генеральный директор, директор, директор по направлениям.
Я считаю, что степень недоверия
среди среднего и малого бизнеса ничуть не меньше, чем у крупного. Вопрос даже не
в доверии, а в уровне квалификации и предложения провайдера. В действительности
нужно разделять две вещи. Первое — данные могут быть украдены и использованы кем
угодно, например, налоговыми органами. Т.е. сотрудники налоговой инспекции
придут к провайдеру, запросят у него данные, которые потом могут быть
использованы против компании. Например, объектом заинтересованности может стать
черная бухгалтерия. Также безответственное отношение провайдера к коммерческой
тайне может привести к тому, что данные попадут и в руки конкурентов. Второй
момент — это надежность и стабильность провайдера, а также уверенность в том,
что он не исчезнет с рынка, не уничтожит данные, и что в случае форс-мажора их
можно будет восстановить. Современные провайдеры услуг стремятся вести очень
надежный бизнес.
Российский бизнес быстро
переходит от работы «на коленке» к автоматизированному процессу. Но опасения так
быстро не выветриваются.
Outsourcing:
Новым конкурентным преимуществом «облачных»
технологий эксперты считают широкий функционал и кросс-платформенность. Как Вы
считаете, какие продукты и решения Epicor в наибольшей степени соответствуют
этим требованиям?
Александр
Горбачев: Epicor 9 может быть установлен как на
Windows, так и на различных Unix платформах. Пользователи могут работать через
WEB-интерфейс. Так что мы целиком и полностью можем предложить
кросс-платформенное решение. Кросс-платформенность хороша для SaaS, поскольку
сервис-провайдер SaaS-услуг, именно хостинг-провайдер, выбирает определенную
платформу для большого количества клиентов. Разумеется, у разных компаний есть
собственные корпоративные стандарты. Например, в большей степени они имеют
хороший контракт по продуктам Microsoft. Соответственно, они предпочитают
SQL-сервер, несмотря на то, что система может работать с другими базами данных.
У хостинг-провайдеров другие принципы: надежность, производительность, в меньшей
степени простота администрирования. Они могут обслуживать большее количество
клиентов и большое количество типовых серверов.
Уже более десяти лет среди наших
клиентов есть огромное количество корпоративных заказчиков — мультинациональных
компаний. Головная компания чаще всего находится в Нидерландах, либо в Швеции,
Америке, Финляндии. Эти компании ставят объединенный сервер, подключают доступ
из России, Казахстана, Украины. Это обеспечивается через терминальные серверы
или через VPN. По факту хостинг обеспечивается на корпоративном уровне, на
headquarter — головной компании. Это пример можно условно назвать «внутренним
SaaS».
Таким образом, во-первых,
компании централизуют затраты на ИТ. Все контракты могут идти из их головного
офиса. Вся поддержка, в том числе безопасность, осуществляется в едином центре
ответственности, едином подразделении по всей компании. Минусом можно считать
потерю гибкости, в результате которой локальным особенностям бизнеса не
уделяется должного внимания. К примеру, провайдеры услуг по настройке программы
для локальных нужд не могут добраться до настроек системы из-за работы службы
безопасности. Отсутствуют права на добавление, изменение параметров. Они либо
строго запрещены, либо процедура изменения такая сложная, что компаниям
приходится фактически переплачивать в 1,5-2 раза за услуги из-за того, что
нельзя напрямую работать с данными.
Outsourcing:
При использовании ERP-систем многие пользователи
(например, бухгалтерия) вынуждены обращаться за помощью к ИТ-специалистам. Может
ли Ваша компания предложить бухгалтерам, работникам сферы услуг, гостиничного
бизнеса, другим менеджерам такое ПО, которое позволяет работать, в том числе и в
«облаке», не прибегая к услугам ИТ-специалистов?
Александр
Горбачев: Вернусь к уже сказанному. Мы
предоставляем услугу — ИТ-консалтинг — которая подразумевает то, что ваша
программа должна соответствовать требованиям вашего же бизнеса Это необходимый
этап настройки системы перед началом работы. В течение работы могут меняться
бизнес-процессы, пользователи, права. Поддержка бизнес-инфраструктуры может
осуществляться ИТ-специалистами компании или с помощью аутсорсинга. Также
ИТ-инфраструктура может быть вынесена во вне — в дата-центр — и будет
обслуживаться там же. В этом случае рядовые пользователи, напрямую не связанные
с ИТ, могут не подозревать о том, где находится система. При возникновении
каких-либо проблем они просто отдают заявку, связанную с работой системы, в
службу дата-центра.
outsourcing.ru